Возникновение полиэтиленовых пакетов
Возникновение пакетов
Историческая справка о появлении полиэтилена. Целлофан ( прозрачная пленка из вискозы ) был изобретен между 1908 и 1911 годом швейцарцем Жаном Эдвином Бранденбергером. В 1912 году французская фирма C.A. La Cellopan приступает к изготовлению одноименных мешков с яркими надписями и картинками, сделанными анилиновыми красителями. Мешки большие, литров на 30-50, и целлофан по швам сшивается нитками. Пытались изобрести специальный скотч для склейки - не получилось. А термосклейка была изобретена только в 30-е годы. Технология интересная. Но не менее интересно рассмотреть целлофановый пакет как явление социальное и даже культурное. Потому что его внедрение в жизнь советского человека - пример мировых интеграционных процессов, в которые наше отечество включилось совсем недавно. Целлофановый пакет с ручками, жевательная резинка и зажигалка - эти три объекта материальной культуры, войдя в каждый дом, ознаменовали победу перестройки и крушение железного занавеса. К ним следовало бы добавить и туалетную бумагу, но - с натяжкой. Она и при советской власти в крупных городах была с трудом, но покупаема. В конце 70-х целлофановый пакет пришел на смену холщовой торбе с портретом Демиса Руссоса (Дина Рида, "Бони М"). Полиэтиленовая сумочка с изображением Моны Лизы или попы, обтянутой джинсами Wrangler (самые популярные из немногочисленных сюжетов тех лет), привозятся в СССР из загранки моряками и сдаются фарцовщикам. Стоит такая красота от 7 до 15 рублей за штуку - деньги серьезные. Пакеты выполняют функции какие угодно (кейса, дамской сумочки), кроме главной - разовой упаковки для товаров народного потребления. И являются признаком респектабельности и приобщенности к западной культуре. Их берегли - протирали мокрой тряпочкой, внутрь новенького пакета клали старенький, принимавший часть нагрузки. К концу 80-х это прошло. Советская легкая промышленность осваивала сложные технологии. Появились отечественные полиэтиленовые пакеты - блеклые, пачкающиеся, с жутким дизайном, лишенные фирменного глянца. Но дефицит был побежден. Еще через десять лет качество вплотную приблизилось к мировым стандартам, и полиэтиленовый мешок окончательно утратил величие, превратившись в просто упаковку. Параллельно был утрачен и трепет перед маленькими полиэтиленовыми пакетиками. Их перестали стирать с мылом и бережно расклеивать на просушку на кафеле над кухонными раковинами. Став бесплатными, они путешествуют из магазина в мусорное ведро.